"Великая война технологий: LCD против DLP" Эван Пауэл ("The Great Technology War: LCD vs. DLP" Evan Powell)
|
23 октября 2002 г.
http://www.projectorcentral.com
Постоянные читатели заметят, что это уже третья статья на ту же тему за последний год. Но ничего не поделаешь, технологии развиваются столь стремительно, что мы вынуждены обновлять информацию чуть ли не каждый квартал!
Впервые оказавшись в мире цифровых проекторов, вы очень скоро обнаружите, что слова LCD и DLP каким-то образом связаны с двумя различными типами проекторов. И вам не обязательно даже знать, что они означают, для того, чтобы задать очевидный вопрос «А что лучше?»
Ответ прост. Когда как. И LCD проектор и DLP проектор имеют уникальные преимущества, ни один не совершенен. Поэтому нужно понять, что важно именно для вас. И тогда вы сможете решить, какой вам больше подходит.
Между прочим, существует еще и третья замечательная технология обработки света, называемая LCOS (liquid crystal on silicon – жидко-кристаллическая на кремниевой основе). Она разрабатывается рядом производителей, наиболее известные из них - JVC и Hitachi. Уже выпускаются проекторы, основанные на технологии LCOS, с нетерпением ожидается появление нового проектора DLA-SX21 от JVC, и все же, детальное обсуждение этой технологии мы отложим на будущее.
Технические различия между LCD и DLP
LCD (liquid crystal display – жидкокристаллический дисплей) проекторы обычно имеют три отдельные стеклянные панели (матрицы), для красного, зеленого и синего компонента видеосигнала, подаваемого на проектор. По мере прохождения света через LCD панель, отдельные пиксели (элементы изображения), открываясь, пропускают свет или, закрываясь, блокируют его, словно жалюзи. Таким образом, путем модуляции света формируется изображение, которое проецируется на экран. DLP (Digital Light Processing – цифровая обработка света) - технология, разработанная фирмой Texas Instruments. В отличие от технологии LCD, где свет проходит через стеклянную панель, DLP-чип представляет собой отражающую поверхность, состоящую из тысяч крохотных зеркал. Одно микро зеркало соответствует одному пикселю.
В DLP-проекторе свет от проекционной лампы направляется на поверхность DLP-чипа. Зеркало поворачивается, направляя свет либо на чип для включения (активизации) пикселя, либо в сторону – в этом случае пиксель остается выключенным (не активным).
В очень дорогих DLP-проекторах применяются три DLP-чипа, отдельно для красного, зеленого и синего цветов. В DLP-проекторах дешевле $20 000 используется только один чип. Цвета создается с помощью вращающегося светофильтра с красным, зеленым, синим и, иногда, белым секторами. Светофильтр вращается между лампой и DLP-чипом, меняя цвет светового луча, падающего на чип, с красного на зеленый или на синий. Зеркала поворачиваются, направляя свет на чип или в сторону от него, в зависимости от того, сколько каждого цвета требуется для каждого пикселя в данный момент времени. Таким образом происходит модуляция света, и создается изображение, которое проецируется на экран.
Преимущества LCD технологии
Исторически LCD технология обеспечивает лучшую насыщенность цвета. В большинстве DLP проекторов с одним чипом светофильтр, наряду с красным, зеленым и синим, имеет прозрачный (белый) сектор для усиления яркости. Это приводит к снижению насыщенности цвета, и изображение получается менее глубоким и живым. Однако некоторые DLP проекторы, предназначенные для домашнего кинотеатра, теперь снабжены светофильтром с шестью сегментами, что уменьшает белую составляющую. В результате цвет становится более глубоким. Ряд новейших высококонтрастных DLP проекторов, имеющих светофильтр с белым сектором, позволяют получать изображение с лучшей насыщенностью цвета. За последние пару лет DLP технология добилась значительного улучшения в насыщенности и точности передачи цветов. И тем не менее, лучшие LCD проекторы все еще имеют некоторое преимущество в этой области.
К тому же, LCD проектор позволяет получать более резкое изображение, чем DLP проектор с тем же разрешением. Это различие оказывает большее влияние на качество компьютерной презентации финансовых отчетов и меньше сказывается на качестве видеоизображения. Это не означает, что изображение от DLP проектора нерезкое и размытое – вовсе нет! DLP проектор вполне отчетливо демонстрирует финансовые отчеты. Но вот если изображения одного и того же документа от DLP и LCD проекторов поместить бок о бок, то обычно картинка от LCD проектора выглядит чуть резче.
Третье преимущество – световая эффективность. При использовании лампы одной и той же мощности (в ваттах), яркость LCD проекторов, измеренная в ANSI люменах, обычно значительно превышает яркость DLP проекторов. За последний год DLP проекторы значительно прибавили в яркости и стали меньше – уже появились DLP проекторы с заявленной яркостью в 2500 ANSI люменов (сравнительно недавняя разработка). И все же, LCD проекторы по-прежнему вне конкуренции там, где требуется большая яркость. Все портативные проекционные устройства в весовом классе до 15 фунтов (менее 7 кг) с яркостью 3000 ANSI люменов и выше – это LCD проекторы.
Слабые стороны LCD технологии
Исторически LCD проекторы имеют два недостатка, сказывающихся в большей степени на качестве изображения, получаемого от видеоисточника, чем от компьютера. Первым является выраженная пикселизация (так называемый screendoor effect – изображение выглядит так, словно вы смотрите на него через сетку от насекомых). Второй – недостаточно выраженные уровни черного цвета и контрастность, которые являются жизненно важными при создании хорошего видеоизображения. Любители домашнего кино традиционно не воспринимают LCD технологию всерьез (что вполне понятно) из-за этих изъянов.
Используют три способа уменьшения пикселизации у LCD проекторов. Первый – переход к более высокому разрешению, сначала к XGA (1024х768), а теперь к широкому XGA (WXGA, 1365х768), такой формат появился сначала у Sanyo PLV-70 и Sony VPL-VW12HT. При стандартном XGA разрешении для создания изображения используется на 64% больше пикселей, чем при разрешении SVGA (800х600). Межпиксельные перегородки при XGA разрешении уменьшаются, поэтому пиксели располагаются плотнее и менее заметны. У широкоформатных (16:9) проекторов число пикселей увеличивается почти вдвое. Тогда как XGA проекторы используют около 589 тысяч пикселей для создания изображения формата 16:9, WXGA проектор использует более миллиона. При такой плотности пикселей на нормальном расстоянии от экрана пикселизация практически не заметна.
Во-вторых, межпиксельные перегородки у всех LCD проекторов, независимо от разрешения, уменьшились по сравнению с предшествующими моделями. И даже у недорогих проекторов с SVGA разрешением пикселизация стала менее выраженной.
Третьим способом стало применение технологии Micro-Lens Array (MLA) (матрица микролинз) для повышения эффективности пропускания света через LCD панель с разрешением XGA. В некоторых LCD проекторах с разрешением XGA применяется эта технология, но таких меньшинство.
При использовании MLA обнаружилось удачное побочное действие – пиксели стали менее заметны. У части проекторов с MLA межпиксельные перегородки можно также сделать менее заметными, если, сфокусировав изображение, затем чуть-чуть сдвинуть фокусировку – этот способ рекомендуется для просмотра качественного видео. Он позволяет сделать пиксели менее заметными без видимых потерь в резкости видеоизображения.
Что касается контрастности, LCD проекторы все еще заметно отстают от DLP проекторов. Но произошедшее недавно существенное усиление контрастности у LCD проекторов позволило им остаться в поле зрения любителей домашнего кино.
Преимущества DLP технологии
DLP технология имеет ряд уникальных достоинств. Одно из самых очевидных – небольшие размеры, что существенно для рынка проекторов для мобильных презентаций. Поскольку DLP проекторы имеют один чип вместо трех LCD панелей, они более компактны. Все присутствующие на рынке мини проекторы весом в 3 фунта (1,35 кг) – это DLP проекторы. Большинство LCD проекторов весят более 5 фунтов (2,25 кг).
Другим достоинством DLP проектора является его способность давать однородное высококонтрастное изображение. В мире домашнего кино DLP приняли с распростертыми объятиями, в основном, благодаря двум преимуществам в качестве видеоизображения – более высокой контрастности и отсутствию пикселизации.
Хотя за последний год обе технологии продвинулись в усилении контрастности, DLP проекторы все еще держат командное первенство в этой области. Наилучшими достижениями LCD проекторов в этой области являются контрастность 1000:1 у Sony VPL-VW12HT и 900:1 у Sanyo PLV-70. А контрастность DLP проекторов, предназначенных для домашнего кинотеатра, например, NEC HT1000 – 3000:1. А ведь всего год назад самая высокая контрастность DLP проектора составляла 1200:1.
Такой внезапный значительный скачок был обеспечен новейшим DLP чипом от фирмы Texas Instruments, с черной подложкой под микрозеркалами, угол поворота которых увеличился с 10 до 12 градусов. Эти изменения обеспечили существенное улучшение контрастности, невозможное еще несколько месяцев назад.
Менее выраженная пикселизация – другое конкурентное преимущество DLP технологии. Изображение, даваемое DLP проектором с разрешением SVGA, имеет слабо выраженную пиксельную структуру при просмотре с обычного расстояния. А на изображении, получаемом от LCD проектора с тем же разрешением, явственно видны межпиксельные перегородки. Поэтому мы не рекомендуем LCD проекторы с разрешением SVGA для использования в домашнем кинотеатре, разве что к этому вынуждает крайне ограниченный бюджет.
DLP технология при разрешении XGA и выше обеспечивает полное отсутствие пикселизации при просмотре с нормального расстояния, и делает это гораздо более эффективно, чем улучшенные LCD проекторы. В этой области DLP продолжает удерживать исторически сложившееся первенство.
Скрытая проблема DLP: радужный эффект
Если в чем и можно упрекнуть DLP технологию, так это в том, что использование вращающегося светофильтра для модулирования цвета вызывать появление на экране уникального артефакта, которое в народе получило название «радужный эффект», проще говоря, разделение цвета на красный, зеленый и синий.
Насколько же это серьезно? Ну, для тех, кто способен заметить радужный эффект – это огромная проблема, которая может порой привести к тому, что изображение вообще невозможно смотреть. К счастью, подавляющее большинство людей его не замечают. Если бы каждый мог видеть радужный эффект на DLP проекторах, эта технология, просто бы не прижилась, и уж точно не стала бы предпочтительной для домашнего кинотеатра. И все же эту тему нужно обсуждать и взять на заметку.
В первом поколении DLP проекторов применялся светофильтр со скоростью вращения 60 оборотов в секунду (т.е. 60 Гц, или 3600 об/мин). Таким образом, при наличии по одному сектору для красного, зеленого и синего цвета, обновление цвета происходило 60 раз в секунду. Это базовое вращение со скоростью 60 Гц, характерное для проекторов первого поколения, также известно как скорость вращения 1x.
После выпуска первого поколения проекторов стало очевидно, что небольшой, но обладающий правом голоса, процент населения наблюдает радужный эффект. Поэтому у DLP проекторов второго поколения скорость вращения удвоилась до 2х (или 120 Гц, или 7200 об/мин). Удвоение частоты обновления данных позволило снизить погрешность и таким образом, снизить выраженность радужного эффекта. При этом уменьшилось и число людей, способных его замечать.
Сегодня во многих DLP проекторах, предназначенных для домашнего кинотеатра, стоит новый шести сегментный вращающийся светофильтр, который имеет по два сегмента на каждый из (красный, зеленый и синий) цветов. Этот светофильтр по-прежнему вращается со скоростью 120 Гц или 7200 об/мин, но поскольку красный, зеленый и синий цвета обновляются дважды за каждый оборот, его скорость вращения обозначают как 4х. И это удвоение частоты обновления тоже снизило количество людей, замечающих радужный эффект. Тем не менее, небольшой процент (по нашим оценкам, менее 1%) людей все еще чувствителен к нему.
Между прочим, иногда можно самим вызвать появление радужного эффекта, если, глядя на изображение от DLP проектора, растопырить пальцы и начать с бешеной скоростью трясти рукой перед лицом. Недавно мне довелось присутствовать на демонстрации PLUS Piano HE-3200, симпатичного DLP проектора, оснащенного светофильтром со скоростью вращения 4х. Очень немногим удалось заметить радужные артефакты. Но на показе был один дилер, который размахивал руками как сумасшедший и кричал: «Ага! Вот она - вечная проблема, вот он - радужный эффект». И в самом деле, если вам больше по душе махать перед лицом руками, а не запускать их в кулек с поп корном, то вам следует обзавестись LCD проектором.
Радужный эффект – это серьезно?
Если вы уже видели, как работают DLP проекторы предыдущего поколения, и не заметили радужного эффекта – вы не обнаружите его и на новых проекторах. Подавляющее большинство не замечает его ни на одном из существующих проекторов. Но узнать, принадлежите ли вы к тем немногим, кому не повезло, можно только одним способом – увидеть DLP проектор в действии.
Поэтому, если вы решили, что именно DLP проектор отвечает вашим требованиям, но у вас нет уверенности в том, что радужный эффект – не ваша проблема, существует простое решение. Выберите запасной вариант среди LCD или LCOS проекторов на случай, если DLP проектор вас не устроит. Затем найдите дилера, продающего обе модели, и договоритесь с ним о возможности замены одной модели на другую в течение одной – двух недель. Многие откажутся, но все равно найдется дилер, который согласится на такие условия. Так что если вы выберите дилера, заинтересованного в вашей удовлетворенности больше, чем в быстром завершении сделки (а такие точно существуют), вы, в конце концов, останетесь довольны покупкой.
Текущая расстановка сил
Крупнейшие разработчики и производители LCD технологии - Sony и Epson. Эти компании не намерены останавливаться и позволить Texas Instruments с их конкурирующей DLP технологией обосноваться на рынке цифровых проекторов. Поэтому конкуренция вынуждает и производителей LCD проекторов и Texas Instruments совершенствовать свою продукцию в борьбе за долю на рынке.
Хотя LCD технология существенно продвинулась в улучшении контрастности по сравнению с предыдущим поколением проекторов, DLP технология сохраняет свое преимущество в этой области, при этом LCD проекторы продолжают усиливать потенциальные преимущества в точности цветопередачи и резкости. В то же время, точность передачи и насыщенность цвета DLP технологии значительно улучшилась за этот год, поэтому в целом качество изображения у последних моделей стало намного лучше.
И LCD и DLP технологии быстро совершенствуются на радость покупателям. В погоне за миниатюризацией появились такие маленькие, но при этом более мощные проекторы, какие невозможно было представить себе всего лишь пару лет назад. Световой поток (яркость) на единицу веса резко возрос. А качество изображения самых хороших LCD и DLP проекторов теперь лучше, чем в коммерческих кинотеатрах.
ProjectorCentral по-прежнему рекомендует как LCD, так и DLP проекторы для различного применения. Для мобильных презентаций трудно представить что-либо лучше, чем DLP проекторы весом в 3 фунта (до 1,5 кг). Однако LCD проекторы типа Epson 730c весом в 4,3 фунта (менее 2 кг) убедительно показывают, что они являются весьма сильным соперником в борьбе за место на рынке проекторов для мобильных презентаций. А для больших конференц-залов, требующих бóльшей яркости и бóльших возможностей подсоединения, LCD технология удерживает командное первое место. Что касается домашнего кинотеатра, DLP технология имеет преимущество в цвете, контрастности и стабильности изображения, которое делает ее предпочтительной в этом случае. Но дела обстоят таким образом, что обе технологии продолжают совершенствоваться, обе способны обеспечить домашнему кинотеатру изображение существенно лучшего качества, чем когда-либо прежде. А какая технология лучше? Ну, когда как. Обе имеют достоинства и недостатки. Ни одна не совершенна. Поэтому война технологий продолжается, и в ней пока единственный победитель – это вы, покупатель.
|
|
Все цены, указанные на сайте приведены как справочная информация и не являются публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации и могут быть изменены в любое время без предупреждения.
Для получения подробной информации о стоимости, сроках и условиях поставки просьба воспользоваться формой обратной связи или формой заказа товара.
Поставка со складов в Санкт-Петербурге и Москве.
Доставка оборудования по России курьерскими службами EMS-GARANTPOST и DPD
Наш адрес: Санкт-Петербург, Каменноостровский пр. 26/28,
парадный вход №1 (вход с Каменноостровского пр.), 1 и 2 этажи
метро: Горьковская или Петроградская (5 мин)
БМК (Балтийская Медиапроекционная Компания), эксклюзивный представитель SWEDX (Швеция) по России
Мы ждем вас ежедневно с 10:30 до 18:30, выходные: суббота и воскресенье.
|
|
|