По размеру экрана:
Оптимальный размер экрана можно определить, руководствуясь следующими правилами: высота экрана должна быть не менее 1/2 расстояния до первого ряда зрителей, и не более 1/6 расстояния до зрителей, сидящих в последнем ряду (т.е. экран 191*244см обеспечивает комфортный просмотр в помещении длиной 4-12 метров).
Для удобства зрителей, сидящих в зале на стульях, расстояние от нижнего края экрана до пола должно быть не менее 125 см. Понятно, что это расстояние для зрителей в низких креслах уменьшится на 25-40см.
ДОПУСТИМАЯ МАКСИМАЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ ЭКРАНА
ТРЕБОВАНИЯ К ЯРКОСТИ ПРОЕКТОРА (примерная оценка)
1. для компьютерной презентации:
- а) помещение с затемнением
S экрана (кв. м) * 350 = Яркость (ANSI LM)
- б) помещение без затемнения
S экрана (кв. м) * 800 = Яркость (ANSI LM)
Например, при ширине экрана 3 метра для комфортного просмотра изображения с компьютера требуется яркость проектора не менее 3500 ANSI LM
2. для домашнего кинотеатра:
показатель яркости является не столь существенным, т.к. в системе домашнего кинотеатра для достижения максимально возможной контрастности для повышения глубины черного и увеличения насыщенности цветопередачи обычно подразумевается относительное затемнение.
На настоящий момент стандартная яркость проекторов для домашнего кинотеатра 700-1100 ANSI Lm, и эта яркость является более чем достаточной для обеспечения комфортного просмотра.
ТРЕБОВАНИЯ к РАЗМЕРАМ ЗАЛА (примерная оценка)
Расчет максимально возможного удаления от экрана
С учетом возможностей человеческого глаза по разрешению удаленных объектов максимально возможное удаление от экрана для комфортного чтения шрифтов «Times New Roman» размером 10 или 12 от XGA источника изображения можно оценить по формулам:
Различимая высота символа = Расстояние до экрана (мм) х 0,0026
Стандартный шрифт = Высота экрана (мм) х 1,2 %
Таким образом:
Расстояние до экрана = Ширина экрана / 0,28
Таким образом, достаточно комфортный просмотр изображения XGA на экране шириной, например 3 метра возможен на расстоянии 8-10 метров.
КОЭФФИЦИЕНТ УСИЛЕНИЯ ЭКРАНА
- Чем выше освещенность помещения, тем выше должен быть относительный коэффициент усиления экрана
- Чем выше абсолютный коэффициент усиления экрана, тем меньше угол обзора, т.е. увеличивается неравномерность яркости видеоизображения на экране для зрителей в зависимости от их размещения
Коэффициент отражения 1 (MatteWhite), а фактически 1,1 - белое матовое покрытие.
Оно состоит из матового винилового слоя, нанесенного на текстильную основу.
В качестве основы используется стекловолоконная ткань, обеспечивающая жесткость и сохраняющая плоскую форму.
Белое матовое покрытие рассеивает попадающий на него свет одинаково во всех направлениях.
Поэтому изображение, демонстрируемое на таком экране, прекрасно видно под любым углом зрения.
Такое покрытие обеспечивает хорошую цветопередачу и прекрасную четкость изображения благодаря своей гладкой поверхности.
Коэффициент отражения > 1 (DataLux, Pearlescent, Panamax) - бисерное покрытие, изготовлено нанесением на белый матовый материал микроскопических стеклянных бисерин сферической формы. Они отражают основную часть падающего на них света в направлении источника.
В результате проецируемое на такой экран изображение оказывается заметно ярче, если смотреть на него под прямым углом, но слегка размытым.
С учетом того, что подобные экраны не передают красный, зеленый и синий цвета одинаково , это приводит к возникновению сдвигов цвета при наблюдении с разных мест в зрительном зале.
Коэффициент отражения < 1 (High Contrast, HIDef Grey) – серебристо-серое покрытие.
Экран серого цвета более устойчив к посторонним источникам света и способствует более глубокой передаче черного цвета, в то время как белый цвет остается достаточно ярким.
Результатом всего этого является значительное увеличение контрастности и меньшая привередливость к боковым источникам света, что суммарно позволяет добиться более глубокого уровня черного цвета и более насыщенной цветопередачи при показе видео.
ФОРМАТ ИЗОБРАЖЕНИЯ - это соотношение ширины и высоты экрана
Оверхед-проекция: 1:1 (1.0)
NTSC и PAL: 4:3 (1.33)
DVD и HDTV: 16:9 (1.78)
Широкоформатные фильмы: 21:9 (2.35)
Учитывая, что проекторы имеют матрицы с соотношением сторон 4:3 (мультимедийные проекторы) или 16:9 (для домашнего кинотеатра) использование экранов формата 2,35 весьма непопулярно, так как позволяет смотреть видеоматериалы в других форматах только с обрезанием части информации или значительным уменьшением размеров изображения.
Таким образом для проекторов для домашнего кинотеатра с собственной матрицей 16:9 (WSVGA, WXGA, WSXGA) наилучшим выбором станет экран с соотношением сторон 16:9, а к мультимедийному проектору с матрицей 4:3 (SVGA, XGA, SXGA) - соответственно экран с соотношением 4:3.
С учетом высоты помещения и условий комфортного просмотра следует обращать внимание, что некоторые экраны можно заказывать с экстра-дропом (широкой черной полосой ткани между тубусом и рабочей поверхностью экрана).Большинство экранов прямой проекции выпускается с черной каймой вокруг рабочей поверхности экрана.
Кайма увеличивает контрастность, и изображение воспринимается более четким и ярким.
ТИПЫ ЭКРАНОВ
Стационарные
Стационарные экраны натягивают на раму или «прячут» в тубус, из которого «вызывают» на время показа. Тубус легко замаскировать драпировкой или спрятать в нише под потолком — дизайнерским фантазиям есть, где разгуляться.
Такие экраны бывают механические или электромеханические (моторизованные).
Развернуть (или свернуть) экран нажатием клавиши на пульте и проще, и эффектнее, и, естественно, дороже.
Мобильные
Механизмы растяжки экрана те же, что и для стационарных: в тубус экран скручивают после работы, на раму натягивают перед началом.
Отражающее мобильное полотно устанавливают либо на одну треногу, либо на две стойки; просветное — только на две стойки, чтобы тренога не бросала на него тень, то есть между двумя стойками по краям или на сборную раму.
Отражательные
При использовании отражательного экрана проектор и зритель находятся по одну сторону экрана
Просветные (рирпроекционные)
При использовании просветного экран находится между зрителем и проектором, зритель видит свет не отраженный от экрана, а преломленный им.
Просветные экраны бывают жесткими и мягкими.
Жесткие обычно имеют коэффициент усиления 2,0—3,0 и пропускают до 80% светового потока, мягкие пропускают только 50% света при коэффициенте усиления около 2,0, зато они легко сворачиваются и достаточно легкие.
Структура полотна просветного экрана значительно сложнее, чем у отражательного.
В просветных экранах обычно используются материалы, состоящие из различного рода линз.
В топовых моделях различных фирм, как правило, используются линзы Френеля.
При заманчивых достоинствах просветной системы (проектор скрыт за полотном, изображение — яркое) нужно понимать, что для размещения проектора или всей системы необходимо специальное место (например, ниша в стене).
Часто вместе с просветными экранами используют систему зеркал, позволяющую сократить расстояние от экрана до проектора в 3—5 раз и таким образом сэкономить полезное место.
Акустически прозрачные
Акустически экраны свободно пропускают звуковые волны, то есть скрывая за собой колонки, не препятствуют распространению звука в помещении.
Эффект акустической прозрачности достигается за счет перфорации экрана.
Диаметр и частоту расположения отверстий рассчитывают так, что они практически не влияют на качество изображения.
|